Истории Пророков (мир им)

Пророк Адам (мир ему)

 Первый из Пророков.

Аллах Всевышний сказал в Коране: <<О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к "Другу [свои права], и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]. Воистину, Аллах [всегда] наблюдает за вами>>. (Сура Ан-Ниса, 1)

Вначале этого аята речь шла о Пророке Адаме (мир ему), который был создан Аллахом как первый из людей и Пророков (мир им).  До  сотворения  мира  существовал  только  Всевышний  Аллах. Он  создал  мир  и  живых тварей (людей,  ангелов,  джиннов,  животных),  облагодетельствовав  их  Своей  величайшей Милостью и повелев им поклоняться Ему. Ангелы были сотворены Им из чистого света (нура), а  джинны —  из  огня.  Сотворение  мира  не  было  для  Него  необходимостью,  Всевышний сотворил мир исключительно по Своей Воле.
Создатель и Владыка вселенной Всемогущий Аллах создал человека, чтобы он поклонялся Ему и населил землю. О Своей Божественной Воле Он поведал ангелам, которых Он сотворил прежде. 

«И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Всевышний Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (2 Сура «Аль-Бакара», 30). После этих слов Всевышнего Аллаха все ангелы сказали:  «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Всеведущий, Мудрый» (2 Сура «Аль-Бакара», 32).  Наместник — это представитель во всем или в каких-либо важнейших вопросах. А в этом  аяте  слово «наместник»  означает,  что  человек  является  представителем  Воли Всевышнего  Аллаха.  Выполняя  Его  приказы  и  избегая  Его  запретов,  он  завершит совершенство  религии  Всевышнего  Аллаха  на  земле.  Наместничество  возвеличивает степень  человека,  никто  из  других  созданий  Всевышнего  Аллаха  не  был  удостоен  этого высокого  звания. А Пророки наилучшим образом исполняли миссию наместничества. Таким образом, человек — высшее творение Всевышнего Аллаха. Он внешне и внутренне достоин быть наместником (халифом) Всевышнего Аллаха. Он тот, в ком проявились могущество и совершенство Атрибутов Всевышнего Аллаха.

Стадии сотворения первого человека.

 1.  Земля 

Рассказывается в Коране:   «Воистину,  Иса  для  Всевышнего  Аллаха  таков  же,  как  и  Адам:  Он  сотворил  его  из праха, потом сказал ему: «Будь!» —  и тот возник» (3 Сура «Али Имран», 59). Так как человек был создан из земли, он обладает ее свойствами. Земля бывает твердой и мягкой, и так же различаются характеры людей. Как бы ни топтали землю, что бы ни делали с ней, она не протестует. Именно это свойство земли проявляется в терпеливом, скромном человеке

2.  Глина

В Коране сказано: «... который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины...» (32 Сура «Ас-Саджда», 7). Земля превратилась в глину, когда ее смешали с водой. Вода очищает — она символ чистоты. Поэтому и в человеке отразились эти качества воды — в виде чести, достоинства, духовного и физического совершенства.

3.  Вязкая глина.

Всевышний Аллах говорит:  «Спроси  же  (Мухаммад)  их  (т.е.  мекканских  многобожников),  что  сотворено прочнее:  они  или  (все)  то,  что  Мы  сотворили?  Воистину,  Мы  сотворили  их  (т.е. мекканских многобожников) из вязкой глины» (37 Сура «Ас-Саффат», 11).

4. Высохшая на воздухе глина

В Коране сказано:   «Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме» (15 Сура «Аль-Хиджр», 26). Упомянутое  в  аяте  слово «салсал»  означает:  высохшая  на  воздухе  глина. 

5. Обретшая форму глина

Об этом рассказывается в Коране: «Вспомни,  как  Господь  твой  сказал  ангелам: «Воистину, Я  сотворю  человека  из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме» (15 Сура «Аль-Хиджр», 28).

6. Обожженная глина. 

В Коране сказано:    «Он создал человека из глины сухой, звенящей, как обожженная...» (55 Сура «Ар-Рахман», 14).  На  этом  этапе  земля  подверглась  воздействию  огня.  И  в  человеке  отразились  его свойства: в таких качествах, как высокомерие, зависть, невыполнение приказов Всевышнего Аллаха, лживость. В Коране рассказывается о том, как создается человек в утробе матери:   «Воистину,  Мы  сотворили  человека  из  глиняного  теста,  потом  же  Мы определили его в виде капли (семени) в надежное место. Потом Мы превратили каплю в  сгусток  крови,  кровяной  сгусток —  в  кусок  мяса.  Потом  Мы  воплотили  его (т.е. человека) в новое создание. Благословен Аллах, наилучший из создателей!» (2 Сура «Аль-Муминун» 12-14 аяты) Медицине  вышеизложенное  стало  известно  не  так  давно,  а  Всевышний  Аллах  дал знать  людям  о  стадиях  развития  человеческого  эмбриона 1400  лет  тому  назад,  и  эта информация полностью соответствует современным научным данным.

7. Вхождение души в тело Адама (мир ему).

Всевышний  Аллах  создал  тело  человека  из  горсти  земли,  а  потом  дал  емувозвышенную  душу  и  этим  поднял  его  на  наивысшую  ступень  среди  созданных.  Человекожил  только  после  того,  как  в  него  вошла  душа.  Всевышний  Аллах  дал  человеку  жизньпотому, что Он любит его. Сказано в Коране:  «Когда же Я дам ему образ и оживлю, вдохнув в него от Моего духа,...» (15 Сура «Аль-Хиджр», 29).

 

Адам в райском саду


«И тогда Мы повелели ангелам: 'Падите ниц перед Адамом'.  Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился…»
Да, он был гордецом и именно по причине своей гордыни «…стал неверующим».
Следует отметить, что приведенный выше аят представляет собой самое достоверное и выразительное свидетельство величия и благородства человека, и даже ангелам было приказано почитать этот совершеннейший образец творения, воздавать ему дань уважения и поклоняться ему. Он действительно был достоин ранга наместника Аллаха на земле. Человек, чьи достоинства были столь великолепны, а семя которого было столь благородно, что в числе его потомков были даже пророки, заслуживал того, чтобы его почитали и уважали.
Подумайте, каким уважением пользуется среди нас любой образованный человек - и это только потому, что он знает какие-то конкретные формулы, относящиеся к определенной отрасли науки – и тогда вам станет ясно, насколько высоко было положение Адама с его благородством и обширными знаниями об окружающем мире. 

  Почему Иблис ослушался Господа?


Мы знаем, что слово 'шайтан, сатана' подразумевает как первого Сатану, так и всех остальных дьяволов. Но 'Иблис' это имя собственное, которое носил тот, кто соблазнил Адама. Согласно Корану, Иблис происходил от иного корня, нежели ангелы. Он был одним из джиннов, который был помещен среди ангелов. В одном из аятов об Иблисе говорится как о джинне следующими словами:
«…Мы сказали ангелам: 'Падите ниц перед Адамом!' Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов…» (Аль-Кахф (Пещера) - 18:50).
Строптивость Иблиса была следствием гордыни и небывалого упрямства, которым определялось все его поведение. Он воображал, что стоит выше Адама (ДБМ)  и что не следует приказывать ему падать ниц перед ним. Наоборот, он думал, что Адам будет ему поклоняться. Более подробно эта мысль анализируется в комментарии к суре Аль-А‘раф (Ограды) - 7:12. 
И святотатствовать он стал тоже из-за того, что возомнил, будто мудрый приказ Аллаха не для него. Он взбунтовался не только в поступках, но и в мыслях. Вот так из-за собственного самомнения и гордыни все, что он совершил в течение жизни на поприще служения и поклонения Аллаху, мгновенно обратилось в ничто! Так берегись же и ты, человек, гордыня таит в себе множество неожиданностей такого рода!
Слова «…и стал неверующим» указывают на то, что еще до этого приказания Иблис покинул стезю ангелов - стезю смирения перед волей Аллаха и в голове его уже бродили мысли, рожденные гордыней. Может быть, уже тогда он сказал себе, что никогда не станет подчиняться приказу почитать Адама. Фраза «…что вы утаиваете» в аяте 33, возможно, содержит намек именно на это обстоятельство. Такая мысль содержится в высказывании одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари (ДБМ), которое приводится в комментарии «Тафсир аль-Кумми».


Предназначалось ли это коленопреклонение Аллаху или Адаму?

Нет ни малейшего сомнения в том, что Аллах – единственный, кто достоин /саджда/, то есть ритуального 'коленопреклонения', и что 'единство поклонения' означает именно то, что мы почитаем и славим одного только Аллаха и никого иного. В противном случае это будет 'ширк' (т.е. поклонение иному богу перед лицом Аллаха). Поэтому эти непорочные существа, ангелы, пали ниц перед Аллахом, а сотворение им великолепного Адама было лишь поводом для приказания пасть ниц, которому они подчинились. Либо если они все же совершили коленопреклонение перед Адамом, то в знак 'уважения', а не поклонения. 



После эпизода с Иблисом и испытания ангелов Адаму было приказано жить вместе с женой в раю.
«Тогда Мы сказали: 'О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев'».
Из текста Корана явствует, что Адам (ДБМ) был создан, чтобы жить на земле, на этом самом земном шаре. Однако вначале Господь временно поселил его (вместе с супругой) в прекрасных и изобильных, преисполненных всяческих радостей райских садах, вдали от печалей и невзгод.
Возможно, Господь так распорядился потому, что Адам еще не знал, как нужно жить на земле. Ему было бы трудно справиться сразу со всеми земными проблемами. Для этого ему прежде нужно было побольше узнать о той жизни, которая ожидала его в земном мире. Так что элементарное благоразумие подсказывало, что ему необходимо пожить достаточно долгое время в райских садах, чтобы обучиться необходимым навыкам и понять, что жизнь на земле сопряжена с принятием на себя ряда обязательств, выполнение которых обещает ему радость, восхождение к совершенству и неиссякаемый поток небесных даров, тогда как их невыполнение приведет к горестям и страданиям.
Ему предстояло узнать, что несмотря на то, что он был создан свободным, его свобода имеет свои пределы, что он не может творить все, что ему заблагорассудится, что на земле есть вещи, без которых ему придется обойтись, если, конечно, он желает себе добра.
Ему также следовало узнать, что ошибка или прегрешение не закроют перед ним дверь в мир радости и счастья. Ведь он может вернуться назад и покаяться, пообещав, что больше не будет перечить воле Аллаха, и тогда, если его покаяние будет принято, к нему вернутся небесные дары.
Адам (ДБМ) должен был пожить на небесах и набраться опыта, чтобы впредь отличать друга от врага, чтобы научиться жить на земле. Ведь прежде чем вступить на землю, ему нужно было приобрести целый ряд необходимых навыков.
Все это должно было понадобиться Адаму (ДБМ) и его потомкам для будущей жизни. Так что тот, кто был создан для жизни наместником Аллаха на земле, мог, вероятно, пожить некоторое время в райских садах, чтобы получить необходимые знания и усвоить практические наставления.
В трактате «Аль-мизан» имеется на этот счет глубокая и поучительная мысль, которая будет здесь весьма кстати:
«Не следует упускать из виду тот факт, что Аллах, простив пару после их покаяния, не вернул их в райский сад, а отправил жить на землю. Если бы поедание плода с древа [познания], опоясание чресл и мирская жизнь не были  частью заранее составленного Божественного плана, если бы все эти события не были  изначально предопределены неумолимой волей [Творца], то сразу же после того, как их грех был прощен, они были бы немедленно возвращены на свое прежнее место в раю. Другими словами, в соответствии с промыслом Божьим они должны были какое-то время провести в раю, чтобы подготовиться к жизни в бренном мире, а уже в свете установленных Господом причинно-следственных связей их изгнание из рая выглядело как результат вкушения ими запретного плода и осознания ими своей наготы, что в свою очередь стало следствием услышанных ими подстрекательств Сатаны».[1]


[1]        Аль-мизан, том 1, стр. 181 (английский перевод).


В том положении, в котором оказался Адам, ему лучше было бы следовать наставлениям Аллаха и не есть плодов с запретного древа. Лукавый соблазнитель Сатана поклялся, что не прекратит своих нашептываний до тех пор, пока не собьет Адама (ДБМ) и его потомков с истинного пути. В других аятах Корана рассказывается, что Сатана убеждал Адама (ДБМ) и его жену в том, что, поев плодов этого дерева, они превратятся в ангелов и навечно останутся жить в райском саду. Сатана клялся им обоим в искренности своих советов: «…И он поклялся им: 'Воистину, я для вас – добрый советчик'» (Ограды, 7:21).
«Но по наущению Шайтана они совершили ошибку в раю и были вынуждены покинуть его…»
Итак, они были изгнаны из райского сада, где пребывали в неге и покое, не ведая ни горя, ни печали. Это событие было прямым следствием сатанинского лукавства.
Далее Коран гласит:
«И тогда Мы повелели: 'Изыдите и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!…'»
В этой вражде на одной стороне оказался Сатана,  а на другой – Адам (ДБМ) и его жена.
«Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию».
Именно тогда Адам (ДБМ) и осознал, что сам нанес себе вред, ибо, послушавшись наущений Сатаны, был изгнан из рая в мир, где царят муки, боль и тяжкий труд. Адам (ДБМ), несомненно, был пророком и пресвятым праведником, но, как будет показано ниже, если пророк совершает ошибку, Аллах отвечает на нее так же строго, как и на проступок простого смертного. Его ждет то же, что и обычного грешника.
* * * 

Тяжкая расплата Адама

Покойный аятолла алляма Табатабаи, выражая свое мнение по поводу случившегося с Адамом (ДБМ) и его супругой, писал: «Совершенный ими проступок нанес ущерб только им самим. Это не было грехом (в том смысле, в каком этот термин используется в шариате – мусульманском праве), как не было проступком, направленным против Аллаха. Очевидно, что запрет был в самой сути данного им совета, в котором говорилось о том, что будет хорошо для их собственного блага. В нем не было силы обязательного закона. Адам и его жена нанесли вред лишь самим себе, ибо забвение божественного совета привело к их изгнанию из рая.
Совершая грех (то есть преступая закон с точки зрения шариата), человек несет наказание. Если он затем кается и его покаяние принимается, то наказание полностью отменяется и он возвращается в свое прежнее состояние, как будто греха и вовсе не было. Если бы Адам (ДБМ) и его супруга были повинны в таком грехе, то немедленно после того, как было бы принято их покаяние, они были бы возвращены обратно в рай. Но этого не произошло. Из этого явствует, что запрет не имел силы установленного закона. Это был лишь совет. Но даже если это и так, то все равно пренебрежение советом возымело свои естественные последствия, в результате чего они были вынуждены покинуть рай. И все же изгнание из рая не было наказанием за грех или преступление. Это было лишь естественным результатом проступка, который они совершили против собственного блага».[1]
для более подробного знакомства с этой проблемой можно  обратиться к интереснейшему высказыванию восьмого имама Ризы (ДБМ), которое приводится в «‘Уйун аль-ахбар» (стр. 108-109) и упоминается в «Бихар аль-анвар» (том 11, стр. 78, 104), а также к высказыванию имама Бакира (ДБМ), которое цитирует этот же источник на стр. Этот же вопрос весьма детально рассматривается также в известном комментарии Мухаммада Джавада Мукнийи «Ат-тафсир аль-кашиф» (том 1, стр. 84-86). Все упомянутые высказывания могут помочь читателю яснее разобраться с данной проблемой.
* * *


[1]        Аль-мизан, том 1, стр. 185, 186 (английский перевод).


Возвращение Адама к Аллаху

Соблазненный Иблисом и изгнанный из рая Адам понимает, что он действительно поступил себе во вред: ведь из-за дьявольского соблазна он был вынужден покинуть изобильную и спокойную обитель и уйти в горестный мир бренных трудов и печалей. Он изо всех сил старается искупить свою провинность и от всей своей  души, исполненной чувства искреннего сожаления и раскаяния, обращается с мольбой к Аллаху.
Аллах дарует ему прощение и произносит слова, означающие, что Адам покаялся и Он милостиво принимает его покаяние. Вот как об этом говорится в Коране: «Адам принял от Господа своего слова, и Он простил ему...»
А простил Он ему его проступок «…ибо Он – Прощающий, Милосердный».
Первоначальное значение слова /тауба/ - 'возвращение'. В коранических текстах оно приобретает смысл 'возвращения от греха'. В таком значении оно употребляется в отношении грешников. Но иногда оно употребляется в одном контексте с именем Аллаха, и тогда его следует толковать как 'возвращение к Его милосердию', то есть к тому милосердию, которого человек лишился, совершив грех. Когда согрешивший возвращается вновь на стезю смирения и поклонения Аллаху, Он возвращает ему Свою милость. Поэтому Его нередко называют также 'Возвращающий'.
Следует отметить, что арабское слово /тауба/, которое сегодня означает 'покаяние', отнюдь не подразумевает просто словесную мольбу. Покаяние требует от человека реального и активного изменения своего поведения, занятия активной позиции в том, что касается чистоты его жизненного пути. Оно требует от кающегося морального очищения и твердой решимости никогда не повторять прежних ошибок или прегрешений.
Таким образом, слово /тауба/ 'покаяние' используется как в сочетании с именем Аллаха, так и применительно к тем, кто Ему поклоняется. Если речь идет о рабах Господних, то имеется в виду, что они 'возвращаются к своему Господу', поскольку человек, греша, по существу, забывает своего Господа, а каясь, вновь возвращается к Нему.
Когда раб перестает слушаться своего Господа, то он тем самым как бы отвращает Его от себя. Так что если этот термин применяется в сочетании с именем Аллаха, то его следует понимать как то, что Он возвращает покаянному рабу свое расположение и милосердие.
Адам действительно не сделал ничего противозаконного, не восстал против Аллаха, но его проступок был оценен как 'сравнительно неблаговидный'. Адам (ДБМ) тут же почувствовал изменение в своем статусе и вернулся к своему Господу. Он раскаялся в содеянном словами, полученными от Аллаха, и его покаяние было принято. О том же, какие именно 'слова' он получил, мы рассмотрим в разделе Пояснение.
* * *
Итак, покаяние Адама было принято, однако вкушение запретного плода, обладавшего определенными внутренними свойствами, уже возымело свое действие, и Адам, в конечном счете, был вынужден спуститься на землю. Райская чета так и не освободилась от следов этого воздействия, и, как гласит Коран:
«Затем Мы повелели: 'Изыдите из рая все. А если поступит к вам указание от Меня на прямой путь, то тем, кто будет следовать ему, нечего страшиться, ибо они не изведают горя'.
А те, которые не уверовали и отрицали Наши знамения, будут [гореть] в адском огне, навеки они там пребудут».
* * *

Пояснение

Слова, которые Адам (ДБМ) получил от Господа

Толкователи высказывают различные предположения по поводу того, каким именно 'словам' Аллах научил Адама (ДБМ).
Здравый смысл подсказывает, что Всеведущий и Милосердный Господь не мог ниспослать Адаму просто молитву. Если уж сам Всемилостивый даровал Адаму (ДБМ) такие слова, посредством которых и сам Адам, и любой другой верующий мог, ослушавшись Аллаха, гарантированно вернуть себе затем Его милость, то этот дар должен был представлять собой нечто совершенно особенное, необычное. 
Согласно широко распространенному мнению 'слова' означают то, о чем говорится в суре Аль-А‘раф (Ограды) - 7:23: «Они ответили: 'Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».
Есть целая группа толкователей, которые полагают, что под 'словами' подразумевается молитва:
«О Господи! Нет бога, кроме тебя! Слава тебе и хвала! О Господи! Воистину, я согрешил против себя! Так прости же меня! Ибо Ты Величайший из всех прощающих!» Или: «…Смилостивься надо мной, ибо Ты наилучший из милостивых!» Или: «…Обрати же на меня [Свое милосердие], ибо ты, воистину, Всемилостивый и Всепрощающий!»
Эта идея высказывается в одном из преданий, имеющемся в передаче пятого имама – имама Бакира.[1]
 В Коране встречаются выражения, схожие с теми, что были приведены выше. Так, например, Йунус (Иона) (ДБМ), прося Аллаха о прощении, говорит: «Нет бога, кроме Тебя. Пречист Ты! Воистину, я был грешником!» (Аль-Анбия (Пророки) - 21:87). А вот как рассказывается в Коране о Мусе (Моисее): «Он продолжал: 'О Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!' И Он простил его…» (Аль-Касас (Рассказ) - 28:16).
Во многих мусульманских преданиях, восходящих к Ахл аль-бейт (ДБМ), которые приводятся, в частности, в комментарии «Тафсир дурр аль-мансур», указывается, что 'слова', которые Адам (ДБМ) принял от Аллаха, заключали в себе сакральные имена Святой Пятерки: святого Пророка Мухаммада (ДБАР), его двоюродного брата и зятя его светлости Али, его дочери Фатимы и его внуков Хасана и Хусейна (ДБМ). Адам воспользовался этими 'словами' и попросил простить его. Аллах принял его молитву и простил.
В этих толкованиях нет противоречия, ибо Адам (ДБМ) мог получить все эти 'слова' вместе взятые, чтобы посредством их тайного, глубинного смысла добиться полного духовного очищения и совершенства, за что Аллах щедро даровал бы ему свою благосклонность и напутствовал его.


[1]        Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 89.



Пророк Нух (мир ему).

Благословенное  имя  его  светлости  Нуха [1]( да  будет  мир  с  ним),  упомянуто  в  священном
Коране 25 раз, а одна сура даже была названа его именем. Он является первым пророком «Улульазм»[2], получавшим  божественные  предписания  и  Книгу.  Нух  был  восьмым  или  десятым потомком Пророка Адама (да будет мир с ним).
Его светлость Нух родился через 1642 лет, после того как Пророк Адам из Рая снизошёл на
землю. Пророческая миссия Нуха длилась 950 лет[3] , и в основном он призывал народ к Аллаху на территории Ирака, Палестины и Шамата.
Настоящие имя его светлости было Абдуль Джаббар, Абдуль А’аля и др. А Нухом [4] он был
прозван за то, что часто плакал, страшась Господнего гнева.
Передатчики хадисов донесли до нас слова Имама Садика (да будет мир с ним): «Нух прожил
2500 лет, из них 850 лет до пророчества, 950 лет – после, 200 лет вдали от людей он занимался
постройкой корабля (ковчега) и 500 лет прожил после потопа».[5]

Дерзость и упрямство народа Нуха

В  те  времена,  когда  Пророк  Нух  удостоился  пророческой  миссии,  люди  пребывали  в
язычестве  и идолопоклонничестве, жили  в разврате и духовной  пустоте. Они  упрямо  хранили свои  ложные  обычаи  и  были  так  стойки  в  этом,  что  готовы  были  скорее  умереть,  нежели отказаться от своих языческих убеждений. Их упрямство доходило до того, что они брали за руки своих детей и вели к Пророку Нуху, а затем, указывая на него, говорили: «Не дай бог, будете слушать этого старика, чтобы потом быть обманутыми!»  И  так  поступали  не отдельные люди,  а  весь народ [6],  кроме  небольшой  группы верующих. Таким образом, они  считали, что защищают своих идолов  и  приближаются к ним, ожидая от них награды.
А некоторые из них вели своих детей к Нуху и говорили им такие слова: «О мой сын! Если
после моей смерти ты будешь ещё жив, то никогда не следуй за этим безумцем».[7]

Их дерзость и горделивость дошла да такой стадии, что священный Коран гласит:
ُآ  ﻲﱢﻧِإَو َﺒ ْﻜ َﺘ ْﺳ ا َو  ا و ﱡﺮ َﺻ َأَو  ْﻢُﻬَﺑ ﺎَﻴ ِﺛ اْﻮَﺸْﻐَﺘْﺳاَو ْﻢ ِﻬ ِﻧ ا َذ ﺁ  ﻲِﻓ ْﻢ ُﻬ َﻌ ِﺑ ﺎَﺻ َأ ا ﻮ ُﻠ َﻌ َﺟ  ْﻢُﻬَﻟ  َﺮ ِﻔ ْﻐ َﺘ ِﻟ  ْﻢ ُﻬ ُﺗ ْﻮ َﻋ َد  ﺎَﻤﱠﻠ  ا ًر ﺎ َﺒ ْﻜ ِﺘ ْﺳ ا  اوُﺮ 
«И пoиcтинe каждый раз, когда я (т.е. Нух) призывал их, чтобы Ты простил их, oни
вклaдывaли cвoи пaльцы в yши, и зaкpывaлиcь плaтьeм (чтобы голос Нуха не дошёл до
их ушей), и yпopcтвoвaли, и гopдo пpeвoзнocилиcь».[8]

Однажды знатные люди его народа пришли к Нуху и ответили на его призыв так:
«Мы видим, что ты – такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только
самые ничтожные из нас, ограниченные умом. Мы не считаем, что  вы чем-либо превосходите
нас. Напротив, мы считаем тебя лжецом».


Его светлость Нух спросил их: «А что, если я опираюсь на доказательства от моего Господа, и
Он  даровал  мне  Свою  милость,  которая  недоступна  вашим  взорам?  Неужели  и  после  этих знамений вы снова будете отвергать моё пророчество? О мой народ! Я не прошу у вас богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах. И я нe бyдy
ради вас пpoгoнять тex, кoтopыe yвepoвaли, ведь в день Суда они пожалуются Аллаху на меня,
вас же я считаю людьми невежественными».[9]

Бывало, Нуха избивали так, что он падал без сознания, но когда приходил в себя и набирался
сил, то, совершив ритуальное омовение (гусл) и очистив тело, снова шёл к своему народу и снова призывал их к единобожию. Так его светлость стойко и непоколебимо продолжал свою опасную борьбу.[10]

 Призывы, сопровождаемые логикой и добротой 

Пророк Нух (да будет мир с ним) своей ясной, доброй и разумной речью призывал людей к
единобожию,  он  удерживал  их  от  нечестивых  поступков,  чтобы  они  не  были  наказаны,  и призывал их совершать добрые деяния, за которые Аллах одарит их великим вознаграждением. Однако из-за своей невежественности и гордыни они, не слушали слова Нуха и не отказывались от поклонения идолам.
Но, несмотря на это,  его  светлость днём и ночью, стойко и  терпеливо, разными  способами
продолжал призывать свой народ к Бесподобному Господу. Нух подобно заботливому лекарю в
своём призыве использовал самые верные методы, он шёл к людям и разъяснял им всю мерзость и  нечестивость язычества и  идолопоклонничества  и рассказывал  им об  опасных последствиях этой болезни, но, к сожалению, его логичная и мудрая речь не действовала на них.[11]

Чтобы  направить  свой  народ  на  истинный  путь,  Нух ( да  будет  мир  с  ним)  готов  был
пожертвовать собой, он смотрел на них, как на родных детей и постоянно думал об их спасении. Их нечестивые деяния приносили ему глубокую скорбь, подобной горю отца за своего ребёнка. Днём и ночью он призывал их к Истине, надеясь, что они обретут спасение.
Для того, чтобы его призыв проник в их безжалостные сердца и повлиял на них, Нух иногда
тайно беседовал с ними, иногда же вразумлял их открыто и публично. Однако, несмотря на все
его старания, они не принимали его истинный призыв.[12]

 Постройка ковчега спасения

Его  светлость  Нух  продолжал  думать  о  спасении  людей  от  невежества  и
идолопоклонничества,  однако,  сколько  бы  он  не  увещевал  их,  всё  было  безрезультатно.  И
сколько  бы  он  не  предупреждал  их  о  Господней  каре,  его  слова  не  производили  на  них
впечатления,  и  они  продолжали  совершать  нечестивые  поступки.  Это  продолжалось  до  того момента, пока они не пришли к Нуху и со всей дерзостью не заявили ему:
"O Hyx, ты пpeпиpaлcя  и yмнoжил cпop c нaми,  покажи жe нaм тo, чтo  ты oбeщaeщь (т.е.
Господнюю кару), ecли ты из пpaвдивыx!"
Нуху  было внушено в откровение: «Из  твоего народа больше  не  уверует никто, кроме тех,
которые уверовали прежде. И не скорби о том, что делают они».
Именно тогда Всевышний Аллах приказал Нуху построить ковчег:
َﺄ ِﺑ  َﻚ ْﻠُﻔ ْﻟ ا  ِﻊَﻨ ْﺻ اَو َنﻮ ُﻗ َﺮ ْﻐ ﱡﻣ  ﻢُﻬﱠﻧِإ ْاﻮُﻤَﻠَﻇ َﻦ ﻳ ِﺬ ﱠﻟ ا  ﻲِﻓ ﻲِﻨْﺒِﻃﺎَﺨُﺗ َﻻ َو  ﺎَﻨِﻴْﺣَوَو ﺎَﻨِﻨُﻴْﻋ 
«И cдeлaй кoвчeг пpeд Haшими  глaзaми и  пo Haшeмy внyшeнию и  не проси Меня за
тех, которые были нечестивы. Воистину, они будут потоплены».[13]


 Высмеивание Нуха его упрямым народом

Его  светлость  Нух,  согласно  приказу  Аллаха,  начал  готовиться  к  постройке  ковчега.  Он
приготовил доски и начал строить ковчег, его  работа длилась несколько месяцев (а по другим
источником,  несколько  лет).  Ковчег  был  очень  большой,  согласно  некоторым  преданиям,  он состоял из семи этажей и каждый этаж имел девять отсеков. А по другой версии, он имел три этажа. Пророк Нух (да будет мир с ним) загнал на первый этаж четвероногих, на второй посадил людей, а на третьем находились птицы. Существует предание, что житель Шама[14]
 спросил у повелителя правоверных Али (да будет мир с ним) о размере ковчега Нуха, на что Имам Али (да будет мир с ним) ответил: «Его длина составляла 800 зир[15], ширина была 500 зир, а высота 80». Затем он добавил: «В той части, где находились животные, было 90 комнат».
Этот ковчег был построен в Куфе[16], а согласно некоторым преданиям, Пророк Нух построил
его на том месте, где сейчас находится великая мечеть Куфы.[17]
Во  время  постройки  ковчега  народ  Нуха  постоянно  высмеивал  и  притеснял  его.  Люди
подходили к нему и начинали издеваться над ним, осуждали и всячески мешали ему. Однако Нух (да будет мир с ним) сказал им: «Настанет день, и мы тоже будем над вами насмехаться. Скоро вы узнаете, какая вас постигнет унизительная кара».[18]

 Бегство вредителей

Когда  Нух (да  будет  мир  с  ним)  по  велению  Аллаха  строил  ковчег,  язычники  по  ночам
приходили, и рушили и ломали всё что он построил за день. Тогда Нух обратился к Аллаху и
попросил помощи: 
«О  Господи!  Ты  мне  приказал  построить  ковчег,  и  вот  я  его  строю,  однако  всё,  что  я
выстраиваю, язычники по ночам рушат, так что я никогда не закончу постройку!».
Аллах ниспослал Нуху откровение: «Заведи собаку, чтобы она охраняла ковчег».
Нух так и сделал. Днём он строил ковчег, а по ночам спал, однако когда язычники пытались
подкрасться и разрушить  ковчег, собака  бросалась  на  них и  начинала громко лаять. Услышав
шум, Нух просыпался, брал в руки лопату и бежал за вредителями, и те обращались в бегство.
Нух действовал так, пока ковчег не был полностью построен.[19]

 Пассажиры ковчега Нуха

Так как Нух знал, что скоро наступит всемирный потоп, который охватит весь земной шар,
необходимо было ради  сохранности  животных  и  растений,  взять  на  ковчег  по  паре (самца  и самку) из каждого вида животных и по семени каждого растения.
Существует предание о том, что Имам Садик (да будет мир с ним) сказал: «После того, как
Пророк  Нух соорудил  ковчег,  Аллах  ниспослал ему откровение,  чтобы он созвал  к  себе  всех
животных мира. Нух созвал всех животных, и они собрались возле него, тогда он из каждого вида выбрал по паре и посадил их на ковчег».[20] 
В священном Коране по этому поводу мы читаем:
«Когда  настало  время  сбыться  повелению  Господню, и  из  печей  низринулись  потоки
вод, сказали Мы (Нуху): «Ты погрузи в ковчег по паре всяких животных (самца и самку), а также
и твою семью, кpoмe тex, котором была обещана погибель (как одной из его жён и его сыну),
(возьми) также и тex, ктo yвepoвaл».[21]


Таким образом, экипаж корабля состоял из Нуха, около 80 верующих, по паре из каждого вида
животных ( птиц,  насекомых,  четвероногих  и  т.д.),  а  также  были  взяты  семена  некоторых
растений. Пассажиры  взошли  на  ковчег  и  ожидали  великое  бедствие.  Постепенно  стали  появляться знамения приближающегося потопа, например, в печи, которая находилась в доме Нуха, закипела вода,  всё  небо  покрылось  тучами,  повсюду  сверкали  молнии  и  громыхал  гром.  Всё  вокруг говорило, что надвигается великое бедствие.

Великий потоп произошёл из-за проклятия Нуха

Долгие годы Нух (да будет мир с ним) предупреждал свой грешный народ о Господней каре,
но они насмехались над всеми его увещеваниями и не обращали внимания на них.
Несколько  веков  Пророк  Нух  пытался  направить  свой  народ на  истинный  путь,  но  кроме
малой  группы  людей,  никто  не  уверовал  в  его  пророчество.  Тогда  Нух  полностью  потерял надежду на исправление людей, видя, что с каждым днем их упрямство и враждебность всё более возрастают, а их мысли и душа затуманены ложными убеждениями. И в будущем также не было никакой надежды направить их или их детей к истиной религии.
Аллах ниспослал Нуху откровение: 
 َﻦ َﻣ ﺁ  ْﺪَﻗ  ﻦَﻣ ﱠﻻ ِإ َﻚ ِﻣ ْﻮ َﻗ  ﻦِﻣ َﻦ ِﻣ ْﺆ ُﻳ  ﻦَﻟ 
«Hикoгдa нe yвepyют из твoeгo нapoдa бoльшe тex, кoтopыe yвepoвaли».[22] 
Тогда Нух решил, что они достойны проклятия и сказал:
  اًرﺎﱠﻳَد َﻦﻳ ِﺮ ِﻓ ﺎَﻜ ْﻟا  َﻦ ِﻣ  ِضْر َﺄْﻟ ا  ﻰَﻠَﻋ ْر َﺬ َﺗ  ﺎَﻟ ﱢب َر 
ْر َﺬ َﺗ  نِإ َﻚﱠﻧ ِإ  اًرﺎﱠﻔَآ اًﺮِﺟﺎَﻓ ﺎﱠﻟِإ ا و ُﺪ ِﻠ َﻳ  ﺎَﻟَو َك َد ﺎ َﺒ ِﻋ  اﻮﱡﻠِﻀُﻳ ْﻢُه 
«Господи! Не оставь на  земле  ни одного  неверующего  жителя! Если  ты  оставишь
их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих».[23]
Именно в этот момент произошёл великий потоп,  с неба, с земли и со всех сторон потекли
потоки воды и сели. Вода, исходившая с неба, не была дождём, это было нечто похожее на сель. В скором времени наводнение поглотило всё, и на земле не оставалось ни единого сухого места. Ковчег оказался на воде, а все люди и существа, находившиеся вне корабля, были потоплены и истреблены. Все горы и степи оказались под водой, будто всё вокруг было океаном, ни земли, ни гор больше не было видно.
Как гласит священный Коран:
«Поплыл он с ними по волнам, подобных горам».[24]

 Гибель сына Нуха Кан’ана

Одного из сыновей Нуха звали Кан’ан, а на арабском языке его называли Йам. Его светлость
Нух всячески призывал своего сына Кан’ана к единобожию, однако тот дерзко и упрямо отвергал призыв отца и, подобно другим людям, продолжал поклоняться идолом.
Когда наступил потоп, Нух увидел своего сына Кан’ана на краю гибели, сердце его сжалось, и
он с ковчега позвал сына и крикнул ему: 
«Сын мой! Плыви вместе с нами и не оставайся с неверующими!»
Однако Кан’ан вместо того, чтобы принять полный сострадания призыв отца и спасти себя от
гибели, со всей дерзостью и надменностью ответил:
«Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды». 
Нух  ответил  на  это: «Сегодня  нет  спасенья никому от гнева  Аллаха, помимо  тех, кого  Он
помиловал».


Когда  вода  со  всех  сторон  хлынула  на  землю,  и  Кан’ан  оказался  перед  смертельной
опасностью, Нух воззвал Господу: «Гocпoди! Cын  мoй - из  мoeй ceмьи,  а oбeщaниe Tвoe  по  поводу  спасения  моей  семьи – иcтинa!»
Аллах ответил Нуху:
«Нух! Он не относится к твоей семье: неправедны его деяния. И не проси Меня о том, чего не
знаешь, я yвeщеваю тeбя нe быть из чиcлa нeвeдaющиx».
Тогда Нух воскликнул: «О Гocпoди! Я ищy y Teбя зaщиты, чтoбы мнe впредь нe пpocить Teбя
o тoм, чeгo я нe знaю. Ecли Tы нe пpocтишь меня и нe пoмилyeшь, я бyдy из чиcлa пoтepпeвшиx
yбытoк».[25]
Таким образом,  Господнее  наказание  коснулось даже  сына Нуха  и заступничество отца не
повлияло на решение Аллаха, потому что Кан’ан противостоял Нуху и его религии, и вследствие греха и заблуждения его родовая связь с Нухом была прервана.

Постоянная благодарность Нуха

Священный  Коран  показывает  Пророка  Нуха (да  будет  мир  с  ним)  благодарным  рабом
Аллаха.[26]
 
Имам Саджад (да будет мир с ним) сказал: «Люди научились трём качествам от трёх человек:
терпению от Пророка Аюба (да будет мир с ним), благодарности от Нуха (да будет мир с ним), а
зависти научились от сынов Йа’куба (да будет мир с ним)».[27]
В книге великого персидского поэта Моулана приводится такой случай:
Когда Нух обратился к Господу по поводу своего сына Кан’ана, Всевышний Аллах ответил
ему так:  «О Нух, ты дорог Нам. Ради Кан’ана Я не огорчу твоё сердце, позволь поведаю тебе о нём». Нух сказал: «Нет, нет! Даже если Ты потопишь меня и уничтожишь, я покоряюсь и предаюсь Твоей  воле.  О  Господи!  Я  покорен  Твоему  велению,  умертви  или  оживи  меня,  когда  Ты пожелаешь, Твой приказ – всё для меня. Я от всей души принимаю твоё желание и веление и полностью доволен ими! В  этом  мире  я,  кроме  Твоей  красоты,  больше  ничего  не  вижу,  но  если  даже  я  на  что-то посмотрю, то вижу в нём Твоё присутствие. 
Я влюблён в Твои творения, я терпелив и искренно благодарен Тебе. Я не влюблён в самих
созданий, я созерцаю в них Твою красоту и величие».[28] 

Ковчег Нуха на вершине горы аль Джуди 

  Как было сказано выше, потоп, сель и наводнение охватили всю землю, ковчег Нуха поплыл
по воде и находящиеся в нем нашли спасение, а грешники были потоплены и истреблены.
Через какое-то время ковчег пристал к горе аль Джуди (согласно аяту 44, суры «Худ»). По
некоторым данным эта гора находится на севере Ирака, неподалеку от города Мосул.[29] 
Аллах  повелел  горам: «Ковчег  Моего  раба  окажется  на  одном  из  вас».  Горы  стояли
непоколебимо, однако гора аль Джуди накланилась, чтобы ковчег пристал именно к ней, и ковчег пристал  к  горе.  Спустившись  на  землю,  Нух  воскликнул: «О  Господи!  Устрой  наши  дела  и приведи в порядок ковчег».[30] 



Новая жизнь после потопа

 Когда  нечестивый  народ  Нуха  подвергся  Господнему  наказанию,  бессердечные  упрямцы
были истреблены, и наступил конец их заблудшей жизни, Аллах приказал земле и небу: «О земля! Впитай свою воду. О небо! Перестань [проливать дождь]».
После того, как ковчег пристал к горе аль Джуди, согласно приказу земля немедленно впитала
в себя воду, а небо прекратило проливать дождь.
Нуху  было  ниспослано  от  Аллаха  откровение:  «О  Нух!  Сходи  на  землю  с  миром  и
благословением от Нас тебе и общине, которая с тобой».[31]
Имам Садик (да будет мир с ним) рассказывает: «Его светлость Нух вместе с восемьюдесятью
верующими спустился с горы аль Джуди, и на территории Мосул построил себе дома. Они там
возвели  город,  который  был  известен  как « Мадинату  ассаманин» (т.е.  город  восьмидесяти
человек)».[32]
 
В  Мосуле  они  начали  новую  религиозную  жизнь,  остерегаясь  разврата,  нечестия  и
многобожия. Пророк Нух (да будет мир с ним) на вершине горы аль Джуди построил молельню, и там со своими сторонниками поклонялся Единому Господу.
Постепенно род человеческий размножился от тех восьмидесяти человек, среди которых были
три сына Нуха по имени Сам, Хам и Йафес.[33]

В некоторых преданиях говорится, что род человеческий произошёл и размножился от трёх
сыновей Нуха.

Сам, преемник Нуха

Имам Садик (да будет мир с ним) рассказывает: «После того как Нух (да будет мир с ним)
сошёл с ковчега, он прожил пятьдесят лет (а по другой версии – 500) и в конце его жизни ангел
Джабраил [34] пришёл к нему и передал ему послание  Аллаха, где говорилось: «О Нух! Ты свою пророческую миссию довел до конца, и твоя жизнь подошла к завершению. Передай своему сыну Саму Великое Имя и наследие пророческого знания. Ведь Я не оставляю землю без Худжата [35], сведущего  и  покорного  Господним  заповедям  учёного,  который  будет  после  тебя  образцом спасения людей до  прихода следующего  Пророка.  Это  является  Моей  традицией для  всякого народа - избирать проводника, чтобы он счастливых людей направил на истинный путь и довёл до конца Мои доводы непокорным».
Пророк Нух (да будет мир с ним) выполнил это веление и назначил Сама своим преемником.
А также он сообщил радостную весть о приходе Пророка Аллаха по имени Худ (да будет мир с
ним)  своим  детей  и  сторонникам  и  завещал,  чтобы  они  последовали  за  ним  и  каждый  год открывали завещание Нуха и прочитывали его, и в тот день устраивали праздник.[36]


 Этот мир с точки зрения Нуха

Его светлость Нух (да будет мир с ним) являлся одним из тех Пророков, которые прожили
долгую жизнь. По некоторым сведениям, он прожил 2500 лет, поэтому его прозвали «Шейхуль
анбийа» (т.е.  старейшина  Пророков).  Но,  несмотря  на  это,  он  никогда  не  был  привязан  к
бренному миру и считал себя путником в этой жизни. Об этом свидетельствует то, что, когда в
последние дни жизни Нуха некий человек спросил у него: «Как ты смотришь на этот мир?!», он
ответил:
«На этот мир я смотрю как на комнату с двумя дверями: из одной двери я вошёл, а в другую
вышел».[37] 
Имам Садик рассказывает: «В тот момент, когда Азраиль[38] пришёл к Пророку Нуху (да будет мир  с  ним),  чтобы  забрать  его  душу,  его  светлость  грелся  под  лучами  солнца.  Азраиль поздоровался с ним, Нух ответил на его приветствие и спросил у него:  «Зачем ты пришёл сюда?»
Азраиль ответил: «Я пришел, чтобы забрать твою душу».
Нух сказал: «Тогда позволь, я отойду в тень».
Азраиль ему позволил, и он, отойдя в тень, сказал такие поучительные слова: «О ангел смерти!
Жизнь, которую я прожил в этом мире пролетела так быстро, подобно тому, как быстро прошел я от лучей солнца в эту тень. Теперь ты можешь забрать мою душу».
Ангел Азраиль забрал его душу и Нух (да будет мир с ним) покинул этот бренный мир.[39]
«Мир  Нуху  в  мирах! Мы  ведь  так  воздаём  добродеющим! Ведь,  поистине, он – из
рабов Наших верующих!».[40]
  

 [1] По библейски – Ной.
[2]  Пророки,  получившие  новые  Господние  заповеди  и  Книгу,  называются  Пророками « Улуль  азм».  Согласно
некоторым преданиям, было пять Пророков «Улуль азм»; Пророк Нух, Пророк Ибрахим, Пророк Муса, Пророк Иса
(да будет мир с ними) и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и род его). («Бихар аль анвар», том 11, стр. 33-
34; «Маалем аннабувах», стр. 113) 
[3] См. сура «Паук», аят 14. 
[4] Т.е. Ной.
[5] В книге «Бихар» том 11, стр. 285; в книге «Амалии» Садук, стр. 306.
[6] «Тарих анбийа» (Имад заде), стр. 201. 
[7] «Бихар», том 11, стр. 287.
[8] Сура «Нух», аят 7.
[9] Содержание суры «Худ», аяты 27-29. 
[10] «Камиль ибн Асир», том 1, стр. 69. 
[11] Сура «Нух», аят 5. 
[12] Иктибас, сура «Нух» аят 8-9.  
[13] Сура «Худ», аяты 32, 36, 37. 
[14] Нынешняя Сирия, точнее Дамаск. 
[15] Одна «зира» равна приблизительно 47 сантиметрам, т.е. от локтя до кончиков пальцев.  
[16] Город, находящийся в Ираке, вблизи города Наджафа.  
[17] «Бихар», том 11, стр. 319-335. 
[18] Сура «Худ», аят 38-39; «Бихар» том 11, стр. 323. 
[19] «Хайат аль хайван», том 2, стр. 219; «Бихар», том 65, стр. 52.  
[20] «Ляали аль ахбар», том 5, стр. 454. 
[21] Сура «Худ», аят 40.

[22]Сура «Худ», аят 36.
[23] Сура «Нух», аят 26-27. 
[24] Сура «Худ», аят 42.
[25] Сура «Худ» аят 42-47.  
[26] Сура «Перенес ночью», аят 3. 
[27] «Айун аль ахбар», стр. 29; «Бихар», том 11, стр. 291. 
[28] «Диван Маснави», стр. 235. 
[29] Однако по другой версии эта гора находится в другом месте («Маджмауль баян», том 5, стр. 165). 
[30] «Усул кафи», том 2, стр. 44-48. 
[31] Сура «Худ», аят 44 и 48.
[32] «Бихар», том 11, стр. 313.
[33] «Тарих» Хабиб Ассеяр, том 1, стр. 31. 
[34] По библейски Гавриил. 
[35] Худжат в переводе  с арабского означает «довод, доказательство и аргумент», но  иногда это слова используется  в
более широком значении. 
[36]«Бихар», том 11, стр. 288-289.
[37] «Камиль» ибн Асир, том 1, стр. 73. 
[38] Ангел, который забирает душу человека. 
[39] «Амалии» Садук, стр. 306; «Бихар», том 11, стр. 286.
[40] Сура «Стоящие в ряд», аят 79-81.





 



1 комментарий:

  1. Многие люди испытывают боль в своих отношениях, трудно отказаться от настоящей любви, иногда мы делаем вид, что у нас все в порядке, но это не так. Чтобы иметь любимого человека, мы также пытаемся вернуть себе радость и счастье. Доктор Эгвали здесь, чтобы помочь разбитым сердцем, поскольку он может и способен вернуть своих бывших любовников, партнеров, жену и мужа с помощью мощных приворотов от него, потому что я - живой свидетель. Свяжитесь с ним как можно скорее через WhatsApp по телефону +2348122948392, и он отправит ему электронное письмо. Почта /dregwalispellbinder@gmail.com

    ОтветитьУдалить